Cамоучитель по CubaseSX

         

16.1. File — работа с файлами

В меню File сосредоточены команды и подменю, предназначенные для работы с файлами. Рассмотрим их назначение.
New Project (<Ctrl> + <N>) — создать новый проект (см. разд. 2.11).
Open... (<Ctrl> + <O>) — открыть существующий проект (файл с расширением CPR). Одновременно можно открыть несколько проектов. Но лишь один из них может быть активным. Активный проект обозначен красным индикатором в вершине левого угла окна Project. Именно к активному проекту применяются все действия, которые вы выполняете в процессе редактирования.
Close (<Ctrl> + <W>) — закрыть текущий проект. Текущим проектом является тот, окно которого находится в фокусе (обрамление окна выделено ярким цветом). Команда вызывает окно диалога, в котором вы должны выбрать, следует или не следует сохранять проект перед его закрытием. Если проекту не было еще присвоено имя, то откроется окно диалога, в котором вы сможете выбрать имя файла и путь к месту его хранения.
Save (<Ctrl> + <S>) — сохранить текущий проект в файле с прежним именем (и в прежней папке).
Save As... (<Ctrl> + <Shift> + <S>) — сохранить проект в файле с новым именем. В окне, открывающемся этой командой, можно указать имя сохраняемого файла и выбрать путь к месту его хранения.
Save Project to New Folder... — сохранить проект в новой папке.
Save as Template... — сохранить проект в качестве шаблона. В открывшемся окне следует ввести имя шаблона и нажать кнопку ОК, после этого шаблон будет доступен в окне New Project.



Revert — отменить изменения, внесенные в проект в процессе редактирования (вернуться к ранее сохраненному файлу проекта).
Page Setup... и Print... — открыть окна для выбора параметров страницы с нотной партитурой и режима ее печати на принтере. Команды доступны лишь в том случае, когда открыто окно нотатора (MIDI > Open Score Editor) и в меню Scores выбран страничный режим отображения (Page Mode).
Import — подменю, предназначенное для выбора импортируемого объекта. Возможны следующие варианты:
 Audio File... — импортировать аудиофайл;  Audio CD... — импортировать один или несколько треков с CD Digital Audio;  Video File... — импортировать видеофайл;  Cubase Song, Cubase Arrangement, Cubase Part... — импортировать файлы с сонгами, аранжировками и частями — объектами, которыми оперировали предыдущие версии программы Cubase (начиная с версии 3.7). Следует учитывать, что импортирование данных из файлов перечисленных типов осуществляется с некоторыми потерями;  MIDI File... — импортировать стандартные MIDI-файлы типа 0 (все данные размещаются на одном треке) или типа 1 (данные размещаются на нескольких треках). »

Export — подменю, предназначенное для выбора экспортируемого объекта. Предусмотрены два варианта:
 MIDI File... — MIDI-треки проекта экспортируются в стандартный MIDI-файл (командой открывается окно, предназначенное для выбора имени файла и папки);  Audio Mixdown... — экспорт проекта в один или несколько звуковых файлов (см. разд. 14.3).

Preferences... — команда открывает окно диалога Preferences, в котором доступны тонкие настройки Cubase SX и пользовательские предпочтения:
 Audio — опции записи и импорта аудиоданных (см. разд. 4.4.3, подраздел "Режимы записи, циклическая запись, регионы аудиосообщений"):  Time Stretch Tool — параметры работы алгоритма Time Stretch (см. разд. 4.4.5, подраздел "Перемещение границ частей и аудиосообщений, алгоритм Time Stretch ");  Broadcast Wave — содержание полей, позволяющих идентифицировать автора в файлах формата Broadcast Wave File (см. разд. 2.11);

 Editing — опции редактирования (отдельные опции описаны в разд. 4.4.3 и в разд.4.7.2):  Tool Modifiers — настройка горячих клавиш, используемых при редактировании.

 Event Display — опции отображения сообщений:  Audio — опции отображения аудиосообщений (см. главу 12);  MIDI — опции отображения MIDI-сообщений (см. главу 6);  Video — опции отображения видеосообщений (см. разд. 4.3). 

 MIDI — опции MIDI-подсистемы Cubase SX (см. главу 6):  Function Parameters — отдельные опции MIDI-подсистемы;  Chase Events Filter — фильтр передаваемых MIDI-сообщений при изменении текущей позиции проекта (см. разд. 4.4.2);  Filter — настройки фильтра MIDI-сообщений, поступающих через входные MIDI-порты (см. разд. 2.2).

 Scores — опции редактирования в окне Score Editor:  Event Layer — распределение графических объектов окна Score Editor по различным слоям (см. разд. 8.4).

 Transport — опции транспортной подсистемы Cubase SX.   User Interface — опции пользовательского интерфейса:  Controls — режимы работы управляющих элементов интерфейса.

 VST — дополнительные параметры звукового движка Cubase SX (см. разд. 2.7).

Key Commands... — редактировать соответствие горячих клавиш выполняемым командам и макросы. Имеется возможность загрузки таблиц горячих клавиш, соответствующих предыдущим версиям Cubase и музыкальным редакторам третьих фирм (Cakewalk SONAR, Emagic Logic). Макросы — последовательности внутренних команд Cubase SX. Вызвать созданные макросы можно из подменю Edit > Macros или командой с внешнего управляющего устройства (см. разд. 2.3).
Recent Projects — подменю для загрузки последних проектов, с которыми вы работали.
Quit (<Ctrl> + <Q>) — выход из Cubase SX.



16.2. Edit— редактирование

В меню Edit собраны команды и подменю, с помощью которых выполняются основные операции по редактированию материала проекта. Кратко рассмотрим их назначение.
Undo (<Ctrl> + <Z>) — отменить ранее выполненное действие.
Redo (<Ctrl> + <Shift> + <Z>) — повторить отмененное действие.
History... — редактировать предысторию (стэк) выполненных, отмененных и повторенных действий (см. разд. 4.4.5, подраздел "Удаление, отмена последней операции").
Cut (<Ctrl> + <X>) — вырезать выделенные объекты.
Copy (<Ctrl> + <С>) — копировать выделенные объекты (поместить в буфер обмена).
Paste (<Ctrl> + <V>) — вставить данные из буфера обмена, начиная с текущей позиции курсора.
Paste at Origin (<Alt> + <V>) — вставить блок данных из буфера обмена обратно в его первоначальную позицию.
Delete (<Backspace>) — удалить выделенные объекты.
Split at Cursor (<Alt> + <X>) — разрезать часть в том месте, где находится курсор.
Split Loop — разрезать часть в местах, совпадающих с положениями левого и правого локаторов.
Range — подменю, предназначенное для удаления, вставки и перемещения сообщений, находящихся на одном или нескольких треках в пределах выделенного интервала. Команды, данного подменю описаны в разд. 4.4.5 (подраздел "Инструмент Range Selection").
Select — подменю, предназначенное для выделения различных объектов проекта. Команды данного подменю описаны в разд. 4.4.5 (подразделы "Выделение " и "Инструмент Range Selection").
Duplicate (<Ctrl> + <D>) — дуплицирование выделенных объектов.
Repeat... (<Ctrl> + <K>) — многократное копирование выделенных объектов.
Fill Loop — заполнение фрагмента проекта копиями выделенного объекта. Предыдущие три команды описаны в разд. 4.4.5 (подраздел "Копирование").
Move to — подменю, включающее в себя команды для перемещения выделенных объектов:
 Cursor — переместить в текущую позицию проекта;  Origin — переместить выделенное аудисообщение в позицию Origin Time (см. разд. 12.4);  Front — отобразить выделенный объект поверх других;  Back — переместить выделенный объект на самый нижний слой.

Понятие слоев пояснено в разд. 4.4.3 (подраздел "Режимы записи, циклическая запись, регионы аудиосообщений").
Convert to Real Copy — конвертирование связанных объектов в независимые копии (см. разд. 4.4.5, подраздел "Копирование").
Lock... (<Ctrl> + <Shift> + <L>) — запрет редактирования определенных атрибутов выделенных объектов.
Unlock (<Ctrl> + <Shift> + <U>) — снятие атрибута Lock с выделенных объектов.
Mute (<Shift> + <M>) — заглушение выделенных объектов.
Unmute (<Shift> + <U>) — снятие атрибута Mute с выделенных объектов.
Zoom — подменю, в котором собраны команды, предназначенные для управления масштабом отображения графических объектов:
 Zoom In (<H>) — увеличить размер изображения по горизонтали. Каждое очередное применение команды приводит к дискретному увеличению масштаба в небольших пределах, причем изображение "растягивается" симметрично относительно положения курсора проекта;  Zoom Out (<G>) — уменьшить размер изображения по горизонтали;  Zoom Full (<Shift> + <F>) — увеличить размер отображения по горизонтали таким образом, чтобы на экране был виден весь проект от его первого объекта до последнего;  Zoom to Selection (<Alt> + <S>) — увеличить размер изображения по горизонтали таким образом, чтобы на экране были видны все выделенные объекты;  Zoom to Event (<Shift> + <E>) — опция доступна только в Sample Editor: сделать так, чтобы волновая форма, заключенная между метками начала и окончания аудиосообщения, занимала всю видимую область окна;  Zoom In Vertical — увеличить размер изображения по вертикали;   Zoom Out Vertical — уменьшить размер изображения по вертикали;   Zoom In Tracks (<Alt> + <!>) — увеличить ширину выделенных треков;   Zoom Out Tracks (<Ctrl> + <T>) — уменьшить ширину выделенных треков;  Zoom Tracks Exclusive (<Ctrl> + <l>) — существенно увеличить ширину выделенных треков.

Macros — подменю, содержащее пользовательские макросы (см. разд. 16.1, описание команды Key Commands...).



16.3. Project— работа с проектом

В меню собраны команды и подменю, предназначенные для создания новых треков, управления отображением некоторых элементов проекта, а также команды, открывающие ряд окон диалога.
Add Track — подменю, включающее в себя команды создания треков различного типа:
 Audio — создать аудиотрек (см. разд. 4.2);  Folder — создать трек-контейнер (см. разд. 4.6);  Group Channel — создать групповой трек (см. разд. 4.3);  MIDI — создать MIDI-трек (см. разд. 4.1);  Marker — создать трек маркеров (см. разд. 4.7);  Master Automation — создать трек автоматизации мастер-секции (см. разд. 4.7.8);  Video — создать видеотрек;  Multiple — добавить заданное количество треков одного из трех типов (MIDI, Audio Group, Channel).

Remove Selected Tracks — удалить выбранные треки.
Show Used Automation — показать все подтреки, содержащие данные автоматизации.
Hide All Automation — скрыть все подтреки с автоматизацией.
Pool (<Ctrl> + <Р>) — открыть окно пула (см. разд. 12.4).
Markers (<Ctrl> + <М>) — открыть окно редактора маркеров (см. разд. 4.7).
Tempo Track (<Ctrl> + <Т>) — открыть окно графического редактора темпа и сообщений о смене музыкального размера (см. разд. 7.2.1).
Browser (<Ctrl> + <В>) — открыть окно Browse Project (см. разд. 7.1).
Beat Calculator... — открыть окно калькулятора, предназначенного для вычисления темпа (см. разд. 7.2.2).
Notepad — открыть окно блокнота для записи текстовой информации о проекте.
Project Setup... (<Shift> + <S>) — открыть окно диалога для выбора параметров проекта (см. разд. 2.11).
Auto Fades Settings... — открыть окно параметров автоматического фейда и кроссфейда (см. разд. 4.4.5, подраздел "Амплитудные огибающие аудиосообще-ний; пересечение аудиосообщений, Auto Fades, Auto Crossfades").



16.4. Audio — работа с цифровым звуком

В меню Audio собраны команды и подменю, предназначенные для редактирования и анализа данных, имеющихся на аудиотреках.
Process — подменю, содержащее команды обработки выделенных звуковых данных средствами, встроенными в программу. Подробности см. в разд. 12.5.
Plug-ins — подменю, содержащее команды вызова Plug-in-модулей для проведения разрушающей обработки выделенных звуковых данных. Подробности см. в главе 13.
Spectrum Analyzer — открыть окно анализатора спектра для выделенных аудиосообщений (см. разд. 1.11.2 "Измерение спектра в Cubase SX").
Statistics — открыть окно сбора статистической информации о выделенных аудиоданных.
Hitpoints — подменю (доступно в Sample Editor), с помощью команд которого реализуется функция, позволяющая обнаруживать в аудиоданных и помечать маркерами моменты резкого перепада уровня сигнала (см. разд. J2.2.4).
Detect Silence — открыть окно Detect Silence, позволяющее для каждого из выделенных аудиотреков задать критерии, в соответствии с которыми будут определены участки, не содержащие отсчетов полезного сигнала (см. разд. 12.6).
Event as Region — переместить границы аудиосообщения так, чтобы они совпадали с границами региона (см. разд. 4.4.3, подраздел "Режимы записи, циклическая запись, регионы аудиосообщений" и разд. 12.2.3).
Event from Regions — создать аудиосообщения из регионов аудиоклипа (понятие клипа введено в разд. 12.4).
Create Region(s) — создать регион, соответствующий выделенному фрагменту волновой формы (в окне Sample Editor).
Events to Part — создать часть, включающую в себя выделенные аудиосообщения.
Close Gaps — заполнить промежутки между аудиосообщениями (см. разд. 4.4.5, подраздел "Склеивание, заполнение пауз" и разд. 12.2.4).
Dissolve Part — аннулировать выделенную часть. В результате применения этой команды аудиосообщения, ранее объединенные в часть, становятся независимыми.
Snap point to cursor — установить маркер S аудиосообщения в текущую позицию проекта (см. разд. 12.1).
Bounce Selection — пересчитать выделенные звуковые данные с учетом автоматизации и подключенных эффектов, создать новый звуковой файл.
Crossfade (<X>) — выполнить кроссфейд в зоне пересечения аудиосообщений.
Remove Fades — сбросить настройки амплитудной огибающей аудиосообщения.
Open Fade Editor(s) — открыть окна Fade In, Fade Out для редактирования амплитудной огибающей выделенных аудиосообщений (см. разд. 4.4.5, подраздел "Амплитудные огибающие аудиосообщений; пересечение аудиосообщений, Auto Fades, Auto Crossfades").
Find Selected in Pool (<Ctrl> + <F>) — открыть окно Pool и показать в нем выделенные объекты.
Adjust Fades to Range (<A>) — переместить узлы амплитудной огибающей так, чтобы они располагались на границах выделенной области звукового сообщения.
Offline Process History — открыть окно Offline Process History для просмотра и изменения истории разрушающего редактирования.
Freeze Edits — сохранить результаты разрушающего редактирования из временных файлов в постоянные. Последние две команды описаны в разд. 12.7.



16.5. MIDI- работа с MIDI

В меню MIDI сосредоточены команды, открывающие MIDI-редакторы, а также реализующие различные способы квантизации и функции обработки MIDI-сообщений.
Open Key Editor — открыть окно Key Editor (см. разд. 6.3).
Open Score Editor (<Ctrl> + <R>) — открыть окно нотатора Score Editor (см. главу 8).
Open Drum Editor — открыть редактор барабанных партий Drum Editor (см. разд. 6.4).
Open List Editor (<Ctrl> + <G>) — открыть редактор списка сообщений List Editor (см. разд. 6.2).
Over Quantize (<Q>) — произвести полную квантизацию моментов наступления событий в соответствии с сеткой квантизации, выбранной в раскрывающемся списке Quantize окна Key Editor (см. разд. 6.6.2).
Iterative Quantize — выполнить итеративную (приближенную) квантизацию (см. разд. 6.6.2), при которой начальные моменты событий переместятся не точно в узлы сетки квантизации, а в некоторую их окрестность, ширина которой определяется значением параметра Iterative Strength (выбирается в окне диалога Quantize Setup).
Quantize Setup — открыть окно диалога Quantize Setup, предназначенное для выбора параметров квантизации (см. разд. 6.6.1).
Advanced Quantize — подменю, содержащее дополнительные команды, относящиеся к функции квантизации, подробно описанные в разд. 6.6.2.
Transpose... — открыть окно диалога Transpose, предназначенное для транспонирования выделенных MIDI-нот (см.разд. 6.7.1).
Merge MIDI in Loop — объединить все MIDI-события, находящиеся на незаглушенных треках между левым и правым локаторами, в единую часть. Часть размещается на выбранном треке. Командой открывается окно диалога MIDI Merge Options, в котором следует выбрать опции формирования части (см. разд. 6.7.2).
Dissolve Part — распределить выделенную часть по отдельным трекам. Командой открывается окно диалога, в котором следует выбрать критерий такого распределения (см. разд. 6.7.3).
O-Note Conversion — преобразование номеров нот в соответствии с Drum Map (см. разд. 6.7.4).
Functions — подменю, в котором собраны команды, выполняющие ряд редактирующих функций (см. разд. 6.8);
Logical Editor... — открыть окно Logical Editor (см. разд. 6.5).
Logical Presets — подменю выбора пресетов для логического редактора.
Drum Map Setup... — открыть окно редактора барабанной карты Drum Map Setup (см. разд. 4.1.2).
Reset — сброс MIDI-контроллеров в состояние по умолчанию.



16.6. Scores — опции нотатора

В меню Scores находятся команды и подменю, имеющие отношения к работе в окне Score Editor. Их назначение кратко рассмотрено в разд. 8.3.



16.7. Pool— команды для работы с пулом

Меню Pool содержит набор специализированных команд для импорта аудио- и видеоданных, сохранения и восстановления конфигурации пула, специальные команды для работы со звуковыми файлами. Команды данного подменю описаны в разд. 12.4.



16.8. Transport—управление воспроизведением, записью и синхронизацией

В меню Transport находятся команды управления воспроизведением, записью и синхронизацией. Рассмотрим их назначение.
Transport Panel (<F2>) — команда, позволяющая скрыть или отобразить транспортную панель.
Locators to Selection (<P>) — совместить локаторы с границами выделенной области трека.
Locate Selection (<L>) — установить указатель текущей позиции к левой границе выделенной области трека.
Locate Next Marker (<Shift> + <N>) — установить указатель текущей позиции к следующему маркеру.
Locate Previous Marker (<Shift> + <B>) — установить указатель текущей позиции к предыдущему маркеру.
Locate Next Event (<N>) — установить указатель текущей позиции к следующему сообщению.
Locate Previous Event (<B>) — установить указатель текущей позиции к предыдущему сообщению.
Play from Selection Start — воспроизвести один такт, начиная с левой границы выделенной области.
Play from Selection End — воспроизвести один такт, начиная с правой границы выделенной области.
Play until Selection Start — воспроизвести один такт, предшествующий левой границе выделенной области.
Play until Selection End — воспроизвести один такт, предшествующий правой границе выделенной области.
Play until Next Marker — воспроизвести участок от текущей позиции до следующего маркера
Play Selection Range (<Alt> + <Пробел>) — воспроизвести выделенный участок.
Loop Selection (<Shift> + <G>) — циклически воспроизводить выделенный участок (локаторы автоматически перемещаются к границам выделенного участка).
Use Pre/Post-Roll — использовать параметры Pre/Post-Roll (см. разд. 3.3) при записи.
Start Record at Left Locator — начать запись с позиции левого локатора. 
Metronome Setup — открыть окно настройки метронома (см. разд. 2.8).
 Metronome On (<C>) — включить метроном.
Sync Setup — открыть окно настройки синхронизации (см. разд. 2.9). 
Sync Online (<T>) — включить режим синхронизации.



16.9. Devices — конфигурирование устройств виртуальной студии

В меню Devices находятся команды, предназначенные для доступа к параметрам виртуальной студии. Состав команд может варьироваться в зависимости от того, какое оборудование и программы используются в вашей виртуальной студии. Рассмотрим назначение наиболее общих команд.
MIDI Device Manager — вызывает окно, в котором можно описать для Cubase SX возможности подключенных MIDI-устройств (см. разд. 2.1).
Mixer (<F3>) — открывает окно микшера Cubase SX (см. главу 5).
Plug-in Information — открывает окно с информацией о плагинах (см. разд. 5.6.1).
True Tape — открывает окно специального плагина, эмулирующего запись на аналоговую магнитную ленту (см. разд. 2.10).
VST Inputs (<F5>) — открывает окно конфигурирования входных аудиопортов виртуальной студии (см. разд. 2.6).
VST Instruments (<F11>) — открывает окно со слотами для подключения VST1 (см. разд. 4.1.3).
VST Master Effects (<F7>) — открывает окно со слотами для подключения плагинов к мастер-секции микшера (см. разд. 5.5 и разд. 5.6.3).
VST Master Setup — открывает окно конфигурирования мастер-секции микшера (см. разд. 2.6).
VST Outputs (<F4>) — открывает окно конфигурирования выходных аудио-портов виртуальной студии (см. разд. 2.6).
VST Performance (<F12>) — открывает окно с индикаторами загрузки процессора и дисковой системы.
VST Send Effects (<F6>) — открывает окно со слотами для подключения плагинов, работающих в режиме посыла (см. разд. 4.2.2, подраздел "Секция Sends" и разд. 5.6.2).
Video (<F8>) — открывает окно для воспроизведения видео (см. разд. 14.3).
Show Panel — открывает панель с кнопками, вызывающими окна с параметрами устройств виртуальной студии. Данная панель дублирует функции меню Devices.
Device Setup... — открывает окно, в котором собраны параметры различных устройств. Перечислим основные группы параметров:
 All MIDI Inputs — настройки концентратора All MIDI Inputs (см. разд. 2.2);  Default MIDI Ports — выбор входного и выходного MIDI-портов, устанавливаемых по умолчанию для вновь создаваемых MIDI-треков (см. разд. 2.2);  Direct Music — список MIDI-портов, доступных в системе посредством API DirectX (см. разд. 2.2);  VST Multitrack — настройки параметров аудиоинтерфейса и звукового движка (см. разд. 2.5);  VST System Link — настройки Cubase SX для работы в сети студийных компьютеров в целях распределения вычислительной нагрузки, связанной с обработкой музыки (см. главу 15);  Video Player — настройки проигрывателя видео (см. разд. 14.3).



16.10. Window— управление отображением

Команды меню Window предназначены для управления отображением. Перечислим их:
 Close — закрыть активное окно;  Close All — закрыть все окна проекта (если последние изменения не были сохранены в файле, возникнет окно с запросом подтверждения команды);  Minimize All — минимизировать все окна, открытые в проекте;  Restore All — отменить минимизацию окон;  Tile Horizontal — разместить окна, открытые в проекте, одно над другим;  Tile Vertical — разместить окна, открытые в проекте, одно рядом с другим;  Cascade — разместить каскадом окна, открытые в проекте;  Window Layout — подменю, содержащее команды редактирования раскладок окон, сохраняемых с проектом;  Windows... — открыть окно органайзера, предназначенного для работы с окнами.

В нижней секции меню расположен список открытых окон (The open windows list).



16.11. Help — помощь и справочная информация

Перечислим команды меню Help.
HTML Help — подменю вызова справочной системы в формате HTML.
Documentation (Acrobat PDF format) — подменю вызова справочной системы в формате PDF.
Steinberg on the Web — подменю, содержащее команды соединения с сайтами Steinberg посредством Internet.
About Cubase SX/SL — вызов окна, содержащего основные сведения о программе.