Введение в системы управления базами данных


Пример 12



Пример 12


Транзакция A Время Транзакция B Ожидание- Ожидание-
Блокировка объекта
- успешна
---
---
Блокировка объекта
-успешна
Блокировка объекта
- конфликтует с блокировкой, наложенной транзакцией B
---
Ожидание-
Блокировка объекта
- конфликтует с блокировкой, наложенной транзакцией A
Ожидание-
Ожидание-

Как видно, ситуация тупика может возникать при наличии не менее двух транзакций, каждая из которых выполняет не менее двух операций. На самом деле в тупике может участвовать много транзакций, ожидающих друг друга.

Т.к. нормального выхода из тупиковой ситуации нет, то такую ситуацию необходимо распознавать и устранять. Методом разрешения тупиковой ситуации является откат одной из транзакций (транзакции-жертвы) так, чтобы другие транзакции продолжили свою работу. После разрешения тупика, транзакцию, выбранную в качестве жертвы можно повторить заново.

Можно представить два принципиальных подхода к обнаружению тупиковой ситуации и выбору транзакции-жертвы:

  1. СУБД не следит за возникновением тупиков. Транзакции сами принимают решение, быть ли им жертвой.
  2. За возникновением тупиковой ситуации следит сама СУБД, она же принимает решение, какой транзакцией пожертвовать.

Первый подход характерен для так называемых настольных СУБД (FoxPro и т.п.). Этот метод является более простым и не требует дополнительных ресурсов системы. Для транзакций задается время ожидания (или число попыток), в течение которого транзакция пытается установить нужную блокировку. Если за указанное время (или после указанного числа попыток) блокировка не завершается успешно, то транзакция откатывается (или генерируется ошибочная ситуация). За простоту этого метода приходится платить тем, что транзакции-жертвы выбираются, вообще говоря, случайным образом. В результате из-за одной простой транзакции может откатиться очень дорогая транзакция, на выполнение которой уже потрачено много времени и ресурсов системы.

Второй способ характерен для промышленных СУБД (ORACLE, MS SQL Server и т.п.). В этом случае система сама следит за возникновением ситуации тупика, путем построения (или постоянного поддержания) графа ожидания транзакций. Граф ожидания транзакций - это ориентированный двудольный граф, в котором существует два типа вершин - вершины, соответствующие транзакциям, и вершины, соответствующие объектам захвата. Ситуация тупика возникает, если в графе ожидания транзакций имеется хотя бы один цикл. Одну из транзакций, попавших в цикл, необходимо откатить, причем, система сама может выбрать эту транзакцию в соответствии с некоторыми стоимостными соображениями (например, самую короткую, или с минимальным приоритетом и т.п.).









Начало  Назад  Вперед